1. Политура для дерева подбирается по оттенку
соответственно цвету полируемого дерева, от красновато-коричневого до
белого цвета, или вернее бесцветного. Желательный оттенок получается,
если брать в равных пропорциях две основные политуры:
1) Красно-коричневая политура, изготовляемая по рецепту: 1 красного шеллака на 4 спирта.
2) Белая политура: 1 выбеленного шеллака на 5 спирта.
Выбеленный шеллак приготовляйся из обыкновенного следующим образом 4
шеллака смешивают с 1 соды и растворяют при размешивании в 15 воды, до
полного растворения смолы, т. е. пока жидкость станет вполне
прозрачной. Затем дают отстояться и сливают прозрачный раствор с осадка
в другую посуду. Здесь к прозрачному раствору прибавляют раствор 4
хлорной извести в 4 воды и оставляют смесь в покое на 2 дня. После
этого вливают в смесь понемногу соляную кислоту, пока не перестанет
выделяться осадок смолы, остается лишь хорошенько промыть его водой,
чтобы удалить следы соляной кислоты, и высушить.
2. Восковые политуры для полировки деревянных изделий. Из многих составов лучшими могут считаться следующие:
а) 25 мелко настроганного стеарина прибавляют к 12,5 скипидара и смесь нагревают до полного растворения стеарина.
б) Распускают 25 воска в глазированном горшке и затем,
когда воск распустится, сосуд снимают с огня и прибавляют к воску 40
скипидара.
в) Нагрев 10 копалового лака, прибавляют к нему 40
воска и, когда последний распустится, приливают, постепенно помешивая,
75 скипидара.
г) 30 воска и 1,5 канифоли распускают на огне, затем сняв сосуд с огня, прибавляют 14,5 скипидара.
д) На 30 воды берут 2,5 поташа и кипятят, после чего
прибавляют 5 мелко наструганного воска и нагревают всю смесь до
получения однородной мыльной массы.
3. Целлюлозная политура. В состав этой политуры
входят главным образом целлюлоза и сложные эфиры. Этот состав
представляет великолепную политуру, не боящуюся действия воды и жиров.
Полированная этим составом вещь не теряет своего блеска, будучи даже
облита горячей водой. Хорошие результаты получаются от прибавления к
этой политуре ацетата целлюлозы.
Преимуществом целлюлозной политуры является также и
простое применение ее. Тщательно отшлифованная вещь смазывается
раствором, после просушки шлифуют шкуркой и затем полируют этим же
раствором ручным способом с помощью тампона или пневматических
пульверизаторов.
Целлюлозная политура состоит из 7 ацетата целлюлозы, 52 уксусно-метилового эфира, 48 уксусно-этилового эфира.
Хранят в герметически закупоренной склянке.
4.Полировка красного дерева. Растворяют в
стеклянной бутылке 200 г мелко истолченного светло-желтого шеллака в
400 г крепкого винного спирта, обвязывают горлышко сырым пузырем,
прокалывают его булавкой, ставят бутылку в теплое место и взбалтывают
по несколько раз в день, пока не будет осадка. Светлую жидкость сливают
от отстоя и сохраняют в хорошо закупоренной бутылке. При употреблении
наливают 20-30 капель на клочок шерсти, прибавляют несколько капель
миндального масла, обвертывают шерстяной тряпочкой и натирают им
мебель, предварительно отшлифовав пемзой, пока не появится блеск. 5. Полировка орехового дерева. По 50 г желтого
воска и терпентинного масла смешиваются при слабом подогревании. Лак не
должен быть густым. Очистив мебель от пыли наносят на нее лак легонько
смоченной им тряпочкой и протирают, пока мебель не получит блеска.
6.Вапование деревянных изделий. Предмета
выточенные из осинового дерева, весьма мягкого и пористого легко
впитывающего как воду, так и масло, обмазывают жидкой глиной и, дав
просохнуть в теплой печи, докрывают по глине сырым льняным маслом
ставят в жарко натопленную печь. Эту операцию называют вапованием.
Вынутая из печи и остывшая вещь получает твердость и
водонепроницаемость. Подготовленный таким образом предмет покрывают
раза два или три тонким слоем олифы, ставя каждый раз на некоторое
время в жарко натопленную печь. Предмет имеет вид как бы лакированного
(для получения олифы масло долго варят с золой и суриком, или глётом и
затем нагревают в жаркой печи в продолжение нескольких дней). Обработка
простых вещей этим и ограничивается. Предметы, назначенные к раскраске,
лудят, обмакивая лоскуток бархата или плюша в сухой оловянный порошок и
растирая его по лакированной поверхности предмета со всех сторон.
Оловянный порошок приготовляется путем растирания
расплавленного олова в металлической ступе с мышьяком и декстрином,
растворенным в воде. На 400 г олова берут кусок мышьяка, величиной с
орех. Разбитую в ступе массу растирают на камне, как краски. Когда
масса измельчена, ее кладут в чашку, наливают туда воды и взбалтывают.
Тонкий порошок олова, висящий в воде, сливают, дают отстояться,
собирают и высушивают. Оставшийся более тяжелый порошок металла
растирают вторично. Далее предмет раскрашивают, употребляя только
киноварь и сажу, как не изменяющиеся от действия жара. Раскрашенный
предмет ставят в не очень жаркую печь и, когда краска подсохнет,
покрывают несколько раз тонким слоем олифы, каждый раз ставя в печь. По
окончании всего этого, вещь ставят в сильно нагретую печь и держат ее
там некоторое время; при этой операции она принимает весьма блестящую
лакировку, и пожелтевшая олифа сообщает оловянной поверхности
золотистый цвет. При лакировании и раскрашивании играет большую роль -
температура печи. Слишком большой жар плавит оловянную поверхность и
портит лак, слабый же жар не дает лаку достаточной твердости. Чем
тоньше слой олифы и больше раз она была наведена и чем больше раз
предмет побывал в печи, тем лучше. Последний раз держат вещь в печи
подольше. Такой лак не боится горячей воды. Трещины заделываются перед
вапованием и, после окраски, совершенно незаметны.
Источник: http://www.sdelaysam.info/wood/polish.shtml |